Попался в яму. Что делать?

С правовой точки зрения повреждение транспортного средства, возникшее в результате попадания последнего в яму, расценивается в качестве дорожно-транспортного происшествия. Если движение производилось по правилам, а дорожное полотно не было оборудовано знаками, предупреждающими о наличии выбоин или неровностей, лицо, угодившее в яму, признается пострадавшим в ДТП. Для документального оформления факта повреждения автомобиля требуется совершить аварийную остановку и вызвать сотрудников ГИБДД. Алгоритм дальнейших действий приведен в нижеследующей статье.

Выяснить, является ли случай страховым

Повреждение автотранспортного средства, возникшее в результате попадания в яму, относится к категории страховых случаев. Однако на практике возмещение причиненного ущерба производится не всегда, и зависит от вида страховки. Если было оформлено КАСКО, осуществление выплат производиться всегда. Добиться компенсации по ОСАГО практически невозможно, так как в данном случае авария не входит в категорию страховых случаев.

Выяснить, является ли случай страховым

Рис. 1 Выяснить, является ли случай страховым

Важно обратить внимание, что для обращения в суд или страховую компанию требуется соблюдение ряда условий:

  • Яма, наличие на дороге которой повлекло ДТП, имеет параметры, превышающие принятые согласно ГОСТу нормативы.
  • Над поверхностью полотна выступает препятствие, высота которого составляет более 2 сантиметров.
  • Отсутствие уборки дорожного покрытия на протяжении шести часов после выпадения снега.

Вероятность получения отказа в выплате страховой суммы велика в том случае, если дорожно-транспортное происшествие было совершено по вине водителя. Как правило, подобное происходит, если дорожное полотно оснащено знаками, указывающими на наличие препятствий и необходимость снижения скоростного режима. Чтобы подтвердить отсутствие вины, водителю транспортного средства требуется привести доказательства, подтверждающие движение в рамках допустимой скорости.

Важно! При получении отказа и обращении в суд с целью компенсации ущерба, причиненного ДТП, владельцу ТС рекомендуется озаботиться привлечением свидетельских показаний, которые помогут доказать факт отсутствия вины.

к оглавлению ↑

Какие повреждения дороги допустимы по закону

Дороги, наделенные статусом общего пользования, должны отвечать ряду принятых требований. С целью выведения допустимых ям и повреждений в отдельный свод, был создан специализированный ГОСТ. Приведенный документ отражает полную информацию о том, какие повреждения дорожного полотна являются допустимыми:

  • Глубина ямы не должна составлять более 5 сантиметров.
  • Ширина должна колебаться в пределах до 60 сантиметров.
  • Длина не должна составлять более 15 сантиметров.

Если повреждение дорожного полотна имеет большие размеры, в обязанность специализированных служб входит требование об их устранении в течение пяти – десяти дней.

Отдельно нужно рассмотреть повреждение автомобиля, обусловленное попаданием колеса в открытый канализационный люк. Как показывает практика, часто подобные ситуации отмечаются в период весеннего таяния снегов. Открытие люков производится непосредственно представителями коммунальных служб для ускорения процесса ухода вод. На устранение дефектов дорожного полотна данной категории отводится срок, продолжительность которого составляет от трех часов до одного рабочего дня.

к оглавлению ↑

Какие действия, если попал в яму

Для получения компенсации в рамках действия страхового полиса за ущерб, причиненный автомобилю попаданием в яму, водителю, ставшему участником дорожно-транспортного происшествия, требуется соблюсти поэтапный алгоритм действий, перечень которых приведен далее.

Какие действия, если попал в яму

Рис. 2 Какие действия, если попал в яму

к оглавлению ↑

Привлечение очевидцев ДТП

В первую очередь требуется собрать доказательства, подтверждающие факт вины представителей коммунальных служб, отвечающих за соответствие дорожного полотна принятым требованиям. Лучшим вариантом будет привлечение очевидцев произошедшего дорожно-транспортного происшествия, которые могут подтвердить соблюдение водителем скоростного режима, отсутствие с его стороны фактов нарушения ПДД.

Важно! Если очевидцы непосредственно аварии отсутствуют, рекомендуется привлечь лиц, которые могут объективно оценить и подтвердить в суде повреждения, причиненные автомобилю в результате попадания в яму.

к оглавлению ↑

Фиксация места происшествия

Этот момент носит важный характер в связи с тем, что отсутствие необходимых действий на данном этапе нельзя будет исправить в последующем. С целью фиксации места происшествия и повреждений, причиненных транспортному средству, можно воспользоваться фотоаппаратом или сотовым телефоном. Если имеется возможность, лучше выбрать первый вариант, так как он позволяет получить качественные снимки.

Вести съемку рекомендуется согласно следующим правилам:

  • Для оценки размера ямы или иного повреждения дорожного полотна необходимо присовокупить рулетку или линейку.
  • Требуется сделать несколько снимков на различных ракурсах и с разного расстояния.
  • Если яма заполнена водой в связи с таянием снегов или прошедшим дождем, необходимо зафиксировать сей факт. С точки зрения закона подобное рассматривается в качестве условия, препятствующего объективной оценки ситуации водителем.
  • Если на дороге идет плотный поток машин, также можно зафиксировать сей факт. Если автомобили движутся друг за другом, обнаружить своевременно препятствие и объехать его крайне сложно.

Нужно сделать фотографии повреждений, причиненных автомобилю при попадании в яму. Рекомендуется произвести снимки с нескольких разных ракурсов.

к оглавлению ↑

Вызов ГИБДД

Сразу после происшествия требуется зафиксировать факт ДПТ в ГИБДД. В ряде случаев сотрудники структуры могут отказать в выезде на место происшествия, в такой ситуации требуется немедленно составить жалобу в прокуратуру или местный отдел Росгвардии. Оформление такой аварии по европротоколу не является возможным, что обусловлено участием в ДТП одного автомобиля.

Составление схемы происшествия требует обязательного подписания понятыми. Водителю рекомендуется заранее побеспокоиться о получении контактов указанных лиц, так как их показания могут понадобиться в последующем, если дело дойдет до обращения в судебную инстанцию.

Вызов ГИБДД

Рис. 3 Вызов ГИБДД

Следует знать, что большинство сотрудников ГИБДД нередко настаивают на внесение в протокол записи о том, что авария произошла в связи с нарушением водителем правил, трактуемых ПДД. Более того, инспектор может занести данные такого рода самостоятельно. Именно поэтому перед подписанием схемы и протокола требуется внимательно изучить внесенные в документы записи.

к оглавлению ↑

Оценка ущерба

Оценка ущерба не является необходимой только в том случае, если при попадании в яму на дороге автомобилю был нанесен незначительный ущерб, например, повреждение диска или резины. В такой ситуации достаточно получения справки, выданной сотрудником ГИБДД.

Если повреждения носят значительный характер, требуется провести оценку ущерба посредством обращения к независимому эксперту. Перед проведением процедуры необходимо должным образом уведомить о месте и времени ее проведения всех заинтересованных лиц, в числе которых представители дорожной службы, страховой компании и другие.

к оглавлению ↑

Обращение в страховую компанию

Следующим этапом является обращение в страховую компанию для получения компенсации за причиненный ущерб. Этот шаг можно рассматривать в качестве процедуры досудебного урегулирования спора. Если компания вынесен отказ, водителю, попавшему в ДТП, потребуется обратиться в суд.

Следует знать, что в ряде случаев страховщик вполне отказать в предоставлении компенсационных выплат. Чаще это происходит по ряду следующих причин:

  • В протоколе присутствует запись сотрудника ГИБДД о том, что авария была совершена водителем по причине нарушения требований ПДД, например, не был соблюден скоростной режим, отсутствовала внимательность.
  • Не имеется однозначных доказательств факта того, что авария произошла именно по причине наличия на дороге выбоины.

С целью уменьшения вероятности получения отказа требуется проявить внимательность на этапе составления протокола и схемы дорожно-транспортного происшествия.

к оглавлению ↑

Досудебное урегулирование спора

Процедура досудебного урегулирование подразумевает заключение между водителем и ответчиком добровольного соглашения о возмещении ущерба. В качестве ответчиков могут выступать дорожные службы, страховые компании, иные структуры, в круг ответственности которых входит обязанность по поддержанию дорог в оптимальном состоянии. Как правило, если ущерб носит незначительный характер, ответчик предпочитает выплатить компенсацию на этапе досудебного регулирования.

Важно! Процедура не носит обязательный характер. При желании истец обладает правом подать иск на фоне отсутствия попыток решить вопрос в порядке добровольного соглашения между сторонами.

к оглавлению ↑

Обращение в судебную инстанцию

Если разрешить ситуацию полюбовно не удалось, для возмещения ущерба требуется обратиться в судебную инстанцию. При составлении иска необходимо опираться на доказательства отсутствия виновности водителя и нормативные акты. В заявлении рекомендуется указать контакты очевидцев ДТП и заявить ходатайство о вызове их в качестве свидетелей.

Какие повреждения оплачивает страховая

Объем компенсации за ущерб, причиненный автомобилю по факту ДТП, а также вероятность ее предоставления зависят от специфики деятельности страховой компании. Ниже представлены нюансы предоставления выплат в рамках ОСАГО и КАСКО.

Выплаты страховой компанией

Рис. 4 Выплаты страховой компанией

к оглавлению ↑

ОСАГО

По факту попадание автомобилем в яму не входит в перечень страховых случаев в рамках действия ОСАГО. Обусловлено это тем, что к категории таковых приравниваются только дорожно-транспортные происшествия с участием двух лиц. Однако если ущерб был нанесен во время движения автомобиля и признанным является факт отсутствия вины водителя, вероятность получения выплат все же имеется. Как подтверждает практика, чаще произведение компенсации осуществляется только после обращения пострадавшего в суд.

к оглавлению ↑

КАСКО

Тарифы, предоставляемые КАСКО, подразделяются на два вида: частичный и полный. В соответствии с первым вариантом владелец авто вправе самостоятельно выбрать пункты, которые являются необходимыми. В такой ситуации произведение компенсационных выплат зависит от того, входит ли факт попадания автомобиля в яму в перечень страховых случаев.

Полный тариф предоставляет выгодные условия. Владелец транспортного средства вправе потребовать произведение компенсационных выплат при любых повреждениях автомобиля, возникших в результате попадания в яму. Для получения выплат водителю требуется обратиться в страховую компанию с заявлением и документами, предоставленными ГИБДД.

Важным моментом называют следующее: независимо от того, в какой компании застраховано транспортное средство, компенсация за причиненный ущерб не предоставляется, если ДТП произошло по вине водителя.

Попался в яму. Что делать?

С правовой точки зрения повреждение транспортного средства, возникшее в результате попадания последнего в яму, расценивается в качестве дорожно-транспортного происшествия. Если […]

Подставные ДТП для страховой

Подставные ДТП для страховой

Оглавление: Что это такое? Основные схемы подставных ДТП Пример 1: Пример 2: Пример 3: Пример 4: Действия водителя в случае […]

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *