ДТП — наезд на препятствие. Как заполнить европротокол
Участь наехать на придорожный столб или врезаться в дерево на обочине может постигнуть каждого автомобилиста. И дело не только в отсутствии опыта или в возникновении на дороге непреодолимых препятствий. Часто причина кроется в банальной невнимательности, усталости и плохом самочувствии. Осадки, гололед и туман также не делают поездку безопасной.
Если при столкновении пострадали люди, автомобиль и имущество – событие считается ДТП.
Какие бывают причины наезда на препятствие
Неподвижный объект на дороге, блокирующий дальнейшее передвижение ТС, считается препятствием. Помеху для автолюбителя могут создавать:
- Автомобиль, остановившийся на дорожной полосе из-за неисправности или повреждения. Например, внезапно заглох двигатель, или у машины лопнуло колесо, и водитель вынужден остановиться для замены.
- Серьезный дефект дорожного полотна: большая яма, выбоина, провал.
- Туши погибших или раненых животных, сбитых другими водителями.
- Упавшее на дорогу дерево.
- Ограждения, выставленные дорожными рабочими при проведении технических или восстановительных работ.
В ПДД указывается, что нельзя отнести к категории препятствия. Это «пробка» на дороге, или ТС, совершившее остановку или стоянку. Например, два мотоцикла без боковых прицепов, стоящие в 2 ряда у проезжей части, не являются преградой для движения, даже если водителю придется изменить прежнюю траекторию движения.
Стоит упомянуть о нюансах раздела 12 ПДД. Если машина совершит остановку на полосе, нарушив правила, для остальных участников дорожного движения она является препятствием. Например, автомобиль, остановившийся на расстоянии менее 3 м до сплошной линии разметки.
Наезд на препятствие – это ДТП, возникшее при движении только одного автомобиля. При аварии ТС наезжает на неподвижный предмет или ударяется об него. Преградой может стать не только столб или опора моста, а даже крайне неудачно открытая дверца другого авто.
Степень опасности сопоставима с лобовым столкновением: с той же долей вероятности могут быть травмы или смерть. Летальный исход грозит еще более явственно, если игнорировать ремни безопасности.
Столкновение с препятствием оформляется по обычным для ДТП требованиям. Правильно оформленные документы гарантируют получение материальной компенсации ущерба.
Пошаговая инструкция действий поможет сконцентрироваться после аварии и грамотно составить европротокол, гарантирующий покрытие убытков:
- Остановиться и зафиксировать машину в неподвижном состоянии.
- Выставить аварийный знак (на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах, 30 метров – за городом).
- Если пострадали люди, нужно вызвать скорую помощь или отправить на попутке в ближайшую больницу. В случае экстренной необходимости пострадавших отвозят на своем транспорте.
- Позвонить в ГИБДД.
Совет! Если ваша машина врезалась в столб, дерево, забор, не покидайте место ДТП, не игнорируйте закон! Если обстоятельства аварии будут установлены, виновнику придется расстаться с правами на год-полтора или грозит арест на 15 суток.
Регистрация дорожного инцидента производится по стандартной схеме: с привлечением сотрудников ГАИ или в их отсутствие, по Европротоколу.
к оглавлению ↑В каком случае нужно вызвать ГАИ
Оформление ДТП без участия второго водителя проводится только в присутствии инспектора. Ситуация подразумевает, что автомобилист столкнулся с препятствием, которое не относится к ТС.
Вызванный представитель дорожной полиции знакомится с обстоятельствами:
- устанавливает личность водителя;
- выясняет, кто виновен в аварии;
- опрашивает очевидцев;
- устанавливает вид происшествия;
- документально фиксирует повреждения ТС.
На основании полученных фактов сотрудник ГИБДД составляет протокол осмотра места аварии, в котором указываются:
- координаты дорожного участка;
- названия ближайших улиц;
- особенности проезжей части, значимые расстояния и размеры;
- наличие дорожных указателей, разметки, светофора;
- характеристика состояния дорожного полотна: наличие ям и бугров, препятствующих безопасному движению;
- перечень предметов с места аварии;
- способы фиксации происшествия: слепки отпечатков протектора, видео;
- наличие бордюров, кюветов, тротуаров и т.п.;
- сведения о получении заявлений от виновника, потерпевших, свидетелей, понятых.
В документе фиксируются погодные условия в момент аварии, уровень видимости и факторы, значительно его снижающие: туман, осадки, ослепляющее солнце.
На месте инцидента также составляются:
- Справка о ДТП, в которой фиксируются географические координаты места аварии, полученные с использованием средств ГЛОНАСС.
- Схема ДТП с подробным описанием обстоятельств и пояснениями участников.
- Протокол технического состояния ТС с перечислением повреждений и неисправностей.
- Протокол контроля трезвости. При необходимости водителя отправляют на медицинское освидетельствование.
В каком случае не нужно вызвать ГАИ
Обойтись без представителей закона можно, если произошел наезд на другое ТС, причем оба автомобилиста застрахованы по ОСАГО. В других ситуациях извещение о ДТП – незаконно.
Наезд на стоящий автомобиль или преграду относится к страховым случаям по ОСАГО и КАСКО. Оформленный по всем правилам Европротокол в установленные сроки направляется страховщику для возмещения ущерба.
Первое, что нужно предпринять – это разыскать владельца второй машины, убедиться в его намерении действовать без полиции, вместе составить документальное подтверждение аварии.
Прежде чем принять окончательное решение действовать самостоятельно и побыстрее разъехаться по своим делам, лучше еще раз проверить право на регистрацию ДТП по европротоколу:
- В аварии участвовали только две стороны, и у каждой имеется действующая страховка.
- Жизнь и здоровье участников инцидента на дороге не пострадали.
- Причинен материальный ущерб, причем, предполагаемый размер возмещения не превышает установленную границу выплат.
- Если имеются разногласия, данные о ДТП должны передаваться в информационную систему страхования с помощью ГЛОНАСС или программного обеспечения.
Если не соблюдено даже одно из условий, или сумма ущерба превышает установленный Европротоколом лимит в 100 тысяч (для регионов), следует вызвать полицию.
С октября 2019 вступит в силу новое правило. Согласно закону «Об ОСАГО», чтобы зафиксировать происшествие без полиции, оба автомобиля должны быть оборудованы ЭРА-ГЛОНАСС или мобильным приложением «Европротокол.ДТП». Средства оповещения подтверждают факт ДТП, устанавливают координаты, производят сбор фотоматериала. Оборудование должно иметь дополнительный функционал для передачи данных диспетчеру системы и в страховую компанию.
Приложение находится в бесплатном доступе в интернете. На портале нужно пройти регистрацию, указать данные ТС и страхового полиса. Если у вас несколько автомобилей, учетную запись нужно заводить под каждый.
Сейчас обращение к ЭРА-ГЛОНАСС при оформлении Европротокола необходимо только при недоговоренности сторон.
к оглавлению ↑Как правильно заполнить документы?
Бланк протокола можно скачать в интернете. Некоторые страховщики предпочитают получать заполненный официальный экземпляр своей компании, выдаваемый при заключении договора. Это сокращает число придирок и ускоряет время страховой выплаты.
Особенности заполнения извещения:
- Бланк состоит из двух скрепленных листов. Титульная часть на первой странице заполняется участниками совместно и затем переносится на второй лист. Каждый лично заполняет колонку и вносит свои данные, информацию о полисе, автомобиле, водительском удостоверении.
- Когда основная страница заполнена, бланк разъединяют, и каждый продолжает заполнять свой лист протокола. Его можно оформить и после разъезда, но лучше завершить описание «по горячим следам».
- Для заполнения используется шариковая ручка с синими чернилами, карандашные записи не допускаются. Запрещается применение гелевых паст.
- Нужно избегать исправлений, подчисток, ошибок. Если были допущены корректировки, подлинность записей должна быть подтверждена в комментарии, обоюдно заверена подписями.
- Информацию следует излагать корректно.
- Данные лучше вносить не по памяти, а непосредственно с документов.
- Обязательное условие – личные подписи.
- Основной бланк и его копия юридически равноценны.
Затем участники и свидетели аварии обмениваются личными контактами. Если очевидцы готовы подтвердить показания письменно, этим стоит воспользоваться. Документ пригодится в случае негативного развития ситуации при рассмотрении дела в суде, или для уточнения нюансов наезда на другую машину в страховой компании. Свидетели должны описать подробности происшествия, указать время, место, поставить подпись.
Далее идет не менее важная процедура – съемка места аварии на фото- или видеокамеру. Вот важные моменты, которые должны оказаться в кадре:
- Общая панорама происшествия. Важно акцентировать внимание на названиях улиц и номерах зданий. План должен четко показать, где находился автомобиль в момент наезда на неподвижный объект: проезжая часть, парковка и т.д.
- Номера автомобилей.
- Повреждения машин, в т.ч., крупным планом.
- Места торможения, следы шин.
- Мелкие и крупные обломки деталей, следы осыпавшихся стекол.
Рис. 7 Образец заполнения европротокола
Заполненный и подписанный европротокол направляют в страховую компанию в течение 5 р/дней с даты происшествия. Нужно приготовиться к тому, что автомобиль в пятидневный срок могут затребовать к осмотру и проведению экспертизы. Самостоятельный ремонт нельзя делать 15 календарных дней.
к оглавлению ↑Какая ответственность за наезд на препятствие
За наезд на препятствие не предусмотрено отдельного наказания. Мера административного воздействия зависит от сопутствующих деталей происшествия: соблюдался ли скоростной режим, не игнорировались ли предупреждающие знаки и другие требования ПДД.
Иногда при столкновении с неподвижным объектом водителю наказания не избежать. Ведь он должен, как минимум, соблюдать дистанцию, чтобы в критической ситуации притормозить, уйти от столкновения, остановить движение. По статье 12.15 КоАП РФ, штраф составляет 1000-1500 руб. Причем неважно, пострадало имущество других лиц или только сам виновник, заплатить придется все равно.
к оглавлению ↑Страховые выплаты
Если автомобилист владеет полисом КАСКО, не имеет значения – он виновник инцидента, или нет. По полису добровольного страхования он гарантированно получит возмещение. Разумеется, при правильном оформлении документов и обращении в установленный срок.
Страховка ОСАГО покрывает ответственность водителя перед третьими лицами. Соответственно, если будет признан виновным – на выплату можно не рассчитывать.
Водитель может быть застрахован по двум договорам: обязательному (ОСАГО) и добровольному (КАСКО). Каким полисом воспользоваться, решает сам водитель. Если он будет признан потерпевшей стороной, ключевым моментом для принятия решения будет сумма ущерба.
к оглавлению ↑ОСАГО
Если повреждения незначительные, лучше обратиться к страховщику по ОСАГО. За наезд на препятствие по Европротоколу можно получить до 100 тысяч рублей в регионах (до 400 тысяч в Москве, северной столице, их областях). При оформлении ДТП с участием ГАИ лимит выше. В таком случае не испортится КБМ (коэффициент бонус-малус, стимулирующий водителей на безаварийную езду) по КАСКО.
КАСКО
Если автомобиль сильно пострадал при вынужденном ДТП, лучше воспользоваться КАСКО. Добровольная страховка, в отличие от ОСАГО, покрывает нанесенный ущерб полностью.
Важно! Принять решение, каким полисом воспользоваться, нужно еще на месте ДТП: страховщика оповещают о наступлении страхового случая в установленные договором ОСАГО или КАСКО сроки.
От правильного оформления ДТП зависит, будет произведена страховая выплата, или в возмещении откажут.
Обращаясь за покрытием убытков по европротоколу, нужно помнить, что получив выплату на восстановление автомобиля, потерпевшая сторона уже не сможет предъявить дополнительные требования по ДТП. Исключение – причиненный вред здоровью, о котором ранее пострадавший не догадывался.
Как защитить свои права при ДТП, если виновник отказывается признать вину по европротоколу
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) — это неприятные ситуации, которые никто не хотел бы пережить. Они могут привести к материальным убыткам, травмам […]
Что делать после составления европротокола
Европротокол — упрощенный способ оформления ДТП. Применив его, водитель может самостоятельно оформить документы на месте аварии и затем обратиться в […]
Составление схемы ДТП в европротоколе
Европротокол упрощает получение компенсационной выплаты по ОСАГО при возникновении ДТП. Условие принятия документов – правильно заполненный бланк. В пункте №17 […]